Игровая терапия
DIR / Floortime
Концепция DIR представляет собой терапевтическую модель, сфокусированную на эмоциональном развитии ребенка. DIR можно охарактеризовать как развивающий (Developmental), учитывающий индивидуальные особенности (Individual-difference) и основанный на построении взаимоотношений со значимыми для ребёнка людьми (Relationship-based) подход.
Концепция DIR была разработана американским психиатром Стенли Гринспеном и его коллегами для детей младшего дошкольного и школьного возраста с трудностями развития, в том числе для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Floortime (в переводе — время, проведённое на полу) является компонентом комплексной программы помощи, основанном на концепции DIR. Методика базируется на присоединении к ребёнку, построении с ним тёплых и эмоционально-окрашенных отношений, использовании уже существующих его интересов в целях обучения и развития. Специально разработанные стратегии, исходным этапом которых является следование за ребёнком, переходящее в построение совместного пространства с целью обучения, помогают развивать и совершенствовать функциональные эмоциональные способности ребенка:
- способности к совместному (разделённому) вниманию
- вовлекаться и строить взаимоотношения
- строить целенаправленную коммуникацию
- взаимодействовать для решения жизненных ситуаций
- использовать идеи логически и творчески
DIR/Floortime интегрирует знания различных дисциплин: психологии, педагогики, семейной психотерапии, эрготерапии, речевой и физиотерапии. Метод можно рассматривать и как набор терапевтических техник, и как философию общения, которая должна лежать в основе всех взаимодействий с ребёнком.
DIR/Floortime на сегодняшний день — это один из наиболее эффективных методов работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. В последние 15 лет методика получила широкое применение в ведущих центрах по лечению аутизма в США и других странах мира. Метод DIR/Floortime и АВА рекомендованы в комплексной терапии расстройств аутистического спектра (РАС). Их сочетание предоставляет больше возможностей для достижения успехов коррекции. Программа также способствует преодолению эмоциональных и поведенческих расстройств при различных сложностях развития.