Сенсорная интеграция
Метод сенсорной интеграции разработан Джин Айрис (США) и получил широкое распространение в последние десятилетия по всему миру.
Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам (зрительным, слуховым, тактильным, проприоцептивным, вестибулярным, вкусовым, обонятельным), и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Процессы сенсорной интеграции начинаются в период внутриутробного развития. Мы не задумываемся о них, они происходят автоматически, обеспечивая адаптивную реакцию требованиям окружающей среды и охватывают всю деятельность человека.
Нарушения сенсорной интеграции приводят к сложностям в едином восприятии и обработке сенсорных сигналов. Чаще всего они проявляются в нарушении познавательного, речевого, моторного развития, а также поведения ребенка. Первым сигналом нарушений может служить недостаточность целенаправленного выполнения самых простых движений, поддержания позы.
Основные симптомы нарушения сенсорной интеграции:
- чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным (избегание касание некоторых фактур), зрительным, слуховым стимулам (сверхчувствительность к определённым звукам), к движениям (увлечённость раскачиванием на качелях)
- высокий или низкий уровень двигательной активности
- расстройства мышечного тонуса
- недостаточная двигательная координация
- моторная неуклюжесть
- трудности концентрации внимания, импульсивность
- быстрая утомляемость
- задержка развития речи
- избегание социальных контактов
- слабая организация поведения, отсутствие планирования
Отдельного внимания заслуживают нарушения сенсорной переработки при расстройствах аутистического спектра (РАС). Последние исследования в данной области выявили глобальный характер сенсорной дисфункции при РАС, что позволило говорить о нарушениях сенсорной обработки, как о части этого заболевания, либо его первопричине.
Метод сенсорной интеграции призван наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы. Технологии метода предполагает стимуляцию работы органов чувств в специально созданных условиях для координации различных сенсорных систем.
На приёме специалист нашего центра проводит наблюдение за ребёнком, тестирование, беседует с родителями, определяет характер сенсорных нарушений и дальнейшую стратегию коррекции. Занятие по сенсорной интеграции проходят в игровой форме и часто носят характер двигательной активности. Наш детский центр оборудован специальной сенсорной комнатой. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему, позволяющий одновременно стимулировать несколько сенсорных систем, что и обеспечивает эффект интеграции.
Специалист также даёт рекомендации родителям по необходимой организации образа жизни ребенка. Частота и продолжительность курса определяется в каждом конкретном случае в зависимости от степени сенсорных нарушений.
Способность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, необходима для получения точной картины реального мира и формирования адекватных ответных реакций, т.е. адаптивного поведения
Записаться на консультацию