Коррекция нежелательного поведения
Что делать если ребенок не слушается? Представление о наказаниях, как о способе научить ребенка слушаться, является ошибочным. Наказания следуют после нежелательного поведения, то есть когда поведение уже возникло, оно не обучает ребенка новому поведению, поэтому в следующий раз малышу ничего не остается, как действовать привычным образом. Ругань, отчитывания и наказания не приводят к изменению поведения ребенка, а лишь ухудшают отношения с ним, способствуют восприятию родителя как неприятного стимула.
Аналитический подход к коррекции нежелательного поведения помогает преодолевать разнообразные поведенческие проблемы независимо от наличия, либо отсутствия диагноза. Любое поведение (кроме, врожденных рефлексов) рассматривается как обученное, то есть сформированное в процессе жизни ребенка под воздействием предшествующих и последующих факторов. То есть любое поведение поддается изменению при грамотно проведенной коррекции. Первым шагом является определение того, что является проблемным поведением, насколько необходимо его изменение и приведет ли оно к улучшению качества жизни ребенка.
Чтобы применить ту или иную процедуру коррекции, необходимо определение функции нежелательного поведения, которые могут быть следующими:
- доступ к желаемому (ребенок начинает кричать в магазине, родитель покупает ему вкусности, далее поведение закрепляется и малыш каждый раз использует крик для получения желаемого, хотя мог бы использовать просьбу)
- привлечение внимания (ребенок часто кричит в детском саду, после чего сразу подходит воспитатель разбирается, отчитывает)
- избегание, прекращение нежелательного стимула (малыш скидывает со стола материалы для занятий, что делает занятие невозможным)
- аутостимулирующее поведение, целью которого является получение сенсорных ощущений (ребенок наедине с самим собой раскачивается, кружится или повторяет фразы из мультиков)
На практике одно и тоже поведение (например, ребенок кричит) может иметь разные функции, а сложные формы поведения носить многофункциональный характер.
Суть коррекции состоит в изменении предшествующих факторов, обстановки в окружающей среде, реакции взрослых на поведение, обучению альтернативам способам или же поведению, несовместимому с проблемным (например, невозможно держать руки во рту или размахивать ими, когда они в карманах), применении других методов. Специалист собирает данные о проблемном поведении, беседует с родителями, наблюдает за поведением ребенка, проводит необходимые поведенческие процедуры, анализирует полученные данные. На следующем этапе выстраивается и подробно расписывается поведенческий план, содержащий необходимые для изменения поведения ребенка действия со стороны родителей.
Конечно, коррекция поведения невозможно без установления сотрудничества с ребенком и руководящего контроля. Об этом специалист также подробно расскажет родителю и обучит новым способам взаимодействия с малышом.
Запишитесь на прием к специалисту для определения оптимальных методов коррекции нежелательного поведения.
Записаться на консультацию